Системы терморегулирования электронных компонентов приобретают все более важное значение в настоящее время для пилотируемых военных и гражданских самолетов, так и беспилотных летательных аппаратов. Эта тенденция обусловлена высокой степенью интеграции подсистем самолета, сложной взаимосвязью механических и электрических компонентов, а так же требованиям по снижению их массы, габаритных размеров и уровню энергопотреблению. Кроме того все системы самолета должны быть нечувствительны к таким экстремальным условиям эксплуатации как широкий диапазон и амплитуда колебаний рабочих температур, ускорение/торможение при различных ориентациях, вибрации ударных нагрузках во время различных маневрах. Традиционные решения, в настоящее время, становятся все менее и менее эффективными , что является основой для разработки и внедрения инновационных, надежных и недорогих систем терморегулирования.
Для исследования процессов переноса в тепловых трубах и измерения их параметров создана экспериментальная установка, включающая в себя вакуумную барокамеру и автоматизированные системы питания и сбора и обработки получаемых данных.
В Институте тепло-и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси совместно с Институтом металлополимерных систем имени В.А. Белого НАН Беларуси созданы тепловые трубы из полимерных материалов. Для теплонагруженных участков использован наноструктурированный полимер (полимер с интегрированным в нем высокотеплопроводными наночастицами) на основе полиамида. Сочетание наноструктурированного и обычного полимеров дало возможность создания тепловых труб с малым весом и небольшим термическим сопротивлением и обладающими достаточной гибкостью и эластичностью. Это дает дополнительные преимущества при монтаже тепловых труб на месте эксплуатации. Теплоноситель – изобутан. Тепловая труба передает тепловой поток более 100 Вт на расстояние 0.35 м. Диапазон температур - -30 - +50 0С.
В Институте тепло-и массообмена имени А.В. Лыкова НАН Беларуси разработаны и испытаны конструкции низкотемпературных тепловых труб с улучшенными теплотехническими и эксплуатационными параметрами. В тепловых трубах с аксиальными капиллярными канавками из алюминиевых сплавов удалось уменьшить термическое сопротивление при испарении теплоносителя в 1.3-1.8 раз. Такой эффект достигнут за счет нанесения на поверхность капиллярных канавок тонкого (толщиной 30-100 мкм) нанопористого покрытия. Прошедшие испытания тепловые трубы способны передать тепловой поток более 150 Вт при горизонтальной ориентации на расстояние 1 м. Используемые теплоносители – аммиак и пропан. Диапазон рабочих температур - -30 - +50 0С.